Молодежные субкультуры как фактор социализации


МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ

Изучение молодежных субкультур довольно проблематично без уяснения лежащего в его основании термина «культура», под которым обычно понимают присущую конкретному обществу систему ценностей, представлений о жизни и поведении. Традиционно культура в качестве социального феномена исследуется различными науками, каждая из которых пытается обобщить и сформулировать свой подход к ее осмыслению. В настоящее время только определений этого понятия насчитывается больше трехсот.

В рамках социологического подхода культура рассматривается как компонент общественной среды и ее организующее начало, образ жизни народа и сложная система общественных норм, которые постоянно изменяются людьми в сторону их совершенствования. Другими словами, для социологов культура — это общественный уклад, которому подчиняются как отдельные члены общества, так и целые социальные группы.

Если для отдельного индивида понятие «культура» — это в первую очередь музыка, кино, живопись, литература, то для социолога — это способы проведения досуга, церемонии и обряды, манеры и стиль поведения членов конкретного общества. Когда социологи говорят о культуре, то чаще всего они имеют в виду ее элементы, которые формируют целостную картину общества, на фоне которой проходит жизнь людей.

Как отмечается в современных социологических ис-следованиях, для нынешних поколений молодежи типи-чен прагматичный подход к культуре, которая в их сознании ассоциируется в первую очередь с особым стилем мышления и проявляется как способ регулирования отношений между людьми. Понимание культуры как знания и деятельности у современной молодежи отходит на второй план, а сама культура рассматривается как характеристика не волне приспособленного к жизни человека. Таким образом, концепт «культурный человек» для современной российской молодежи — облик человека, знающего приличия, тактичного и воспитанного, умеющего себя вести и обладающего высоким уровнем нравственности, но неуспешного в жизни, непредприимчивого, не умеющего зарабатывать деньги.

Ускоряющееся развитие техники, урбанизация и разделение труда, социальное неравенство и криминализация общества во многом предопределяют наступление технологической стадии культуры, при которой на передний план выходит ее продуктивная функция. Достижение успеха в профессиональной или личной сфере сегодня напрямую связывается с обладанием тем или иным техническим устройством, принятым в качестве образца. Набирают обороты процессы, когда общество создает культуру посредством принятия новых форм деятельности, общения, сознания, за которыми закрепляются функции образцов. Последние в итоге определяют наш быт, досуг, правила участия в трудовых коллективах, способ общения или тип социальных отношений.

Для большинства индустриальных стран мира сегодня характерно культурное многообразие, или мультикультура, что в свою очередь приводит нас к возникновению обществ со сложносоставной культурой, носители которой могут отличаться не только этническим происхождением или языковой средой, но и отождествлять себя с целым спектром направлений человеческой жизнедеятельности, для описания и обозначения которой социологи используют термин «субкультура». Данный термин не следует отождествлять с другими близкими по звучанию понятиями, которые сосуществуют параллельно, иногда пересекаются, но никогда не сливаются в единое целое. Речь идет о таких понятиях, как «культура для молодых» и «контркультура».

Первая создается для молодежи индустрией развле-чений и является массовой, навязываемой обществом и апеллирующая к простейшим биологическим реакциям и потребностям молодого человека. Отличительное свойство второй — наличие значимого врага и деструктивная деятельность до полной победы над ним.

Широкое распространение термин «субкультура» получил в 60-70-х гг. прошлого века в связи с исследованиями молодежных беспорядков в университетах США и Франции, однако сам термин появился в научной литературе значительно раньше — в начале века.

Прообразом современных субкультур в сегодняшнем их понимании считают «Блумсберийский кружок» (Bloomsbury group) — группу выпускников Университета в Кембридже (Великобритания), объединенную дружескими и творческими отношениями. В группу входили интеллектуалы, писатели и художники, среди которых отдельно можно выделить английскую писательницу В. Вулф. Члены группы отстаивали принципы художественного поиска, независимости в жизни и искусстве и тем самым противостояли викторианскому ханжеству той культурно-исторической эпохи.

Первые субкультурные объединения молодежи были связаны с музыкой: свингом в Америке в начале 20-х гг. прошлого века, джазом в послевоенный период в Европе, музыкой «Битлз» в 60-70-е гг. XX в. — практически повсеместно. Примерно в то же самое время в СССР появляется первая субкультура «стиляг».

Так что же такое субкультура? В самом общем виде это неформальное объединение людей на почве общих интересов. Сразу отметим, что под данное определение может попасть любая локально-специфическая группа, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, со сложившейся внутри самой группы системой ценностей, установок и моделями поведения.

Поскольку понятие субкультуры применимо к любой части населения, которая отличается от основной массы по принципу этнической, тендерной, сексуальной, профессиональной и собственно культурной принадлежности, мы можем говорить о том, что в каждом конкретном обществе существует большое многообразие субкультур, однако наиболее устойчивую форму и частое применение в различного рода исследованиях приобрело словосочетание «молодежная субкультура», зачастую рассматриваемое как девиантное или отождествляемое с лицами, характеризующимися отклоняющимся поведением.

Данный факт объясняется тем, что достаточно продолжительное время понятие молодежной субкультуры концептуализировалось в рамках социологии девиантного поведения для обозначения культуры наркоманов и преступников. Намного позднее в объектив исследователей, рассматривающих эту проблему, попали выходцы из рабочих кварталов, подростки и молодежь из неблагополучных семей.

Впервые термин молодежная «субкультура» использовал К. Мангейм в своей работе «Диагноз нашего времени» (1943), в которой в самом общем виде были представлены характерные черты и принципы типологизации молодежных субкультур. Именно в молодежной среде, по мнению социолога, происходит формирование «духа общности», новых моральных императивов и эстетических норм, которые со временем становятся всеобщим достоянием.

Среди других ученых, рассматривающих проблему молодежных субкультур и указывающих на реальность ее существования, можно назвать Т. Парсонса. Американский социолог рассматривал молодежную субкультуру как специфическую часть системы социализации личности. По его мнению, наличие молодежной субкультуры позволяет создавать элементы эмоциональной устойчивости во взаимоотношениях молодых людей и со взрослыми, и ровесниками, а также дополнять приобретенные знания в системе образования полученными навыками внутри конкретной молодежной субкультуры.

С точки зрения отечественных социологов молодежная субкультура, рассматриваемая ими как специфический социокультурный феномен, является продуктом XX в. и прежде не существовала, поскольку о молодежи в дореволюционной России как о массовой социально-демографической группе можно было говорить с известной долей условности. Возникновение молодежных субкультур российскими исследователями трактуется как результат деятельности молодежных сообществ и осознание ими собственных интересов, которые далеко не всегда совпадают с интересами других социальных групп.

Сегодняшние представления о молодежных субкультурах в значительной степени эволюционировали с момента их возникновения, и в настоящее время они далеко не всегда рассматриваются исследователями в качестве противопоставляющих себя другим формам господствующей в обществе культуры. Например, А. И. Кравченко, говоря о субкультуре, отмечает ее как включающую в себя ценности доминирующей культуры и добавляющую к ним новые ценности, характерные только для нее. В конфликте с господствующими ценностями, по мнению этого социолога, находится контркультура, которая и противостоит доминирующей культуре общества.

Как отмечают многие авторы, работающие над дан-ной проблемой (А. В. Мудрик, А. И. Шендрик), широкое использование понятия «молодежная субкультура» представителями как западной, так и отечественной науки, появление ряда теорий, в рамках которых данный социальный феномен получил свое описание, привело к тому, что на сегодняшний день ни в зарубежной, ни в российской научной литературе нет единой точки зрения по вопросу сущности молодежных субкультур и причин их возникновения; более того, отсутствует общепринятое определение рассматриваемого термина.

Большинство определений молодежной субкультуры как особой формы организации молодежи с относительно автономным существованием внутри нее акцентируют внимание на общности идеологии, ментальности, символики и атрибутики во внешнем виде, норм и моделей поведения.

Необходимо отметить, что молодежную субкультуру можно рассматривать как один из вариантов культурной дифференциации современного общества, и ее включение как части объективно обусловленной социальной реальности порождает целый ряд попыток типологизации данного явления.

Каждый вариант обозначения предполагает акцент на одной из сторон изучаемого явления: символах, атрибутах, идеологии, социальной активности или направленности деятельности. Известны типологизации молодежных субкультур, в соответствии с которыми представители одних молодежных миров практически не пересекаются с другими. Однако очевидным представляется их сосуществование в рамках единой культуры общества. Например, субкультура рэперов сосуществует с субкультурой любителей граффити, субкультурная общность панков пересекается с субкультурой скейтеров.

Более того, А. В. Мудрик отмечает нейтральность термина «субкультура», который, по его мнению, может отражать различные реалии социальной жизни, а значит молодежные субкультуры могут быть как просоциальны-ми, так и асоциальными, антисоциальными и даже контркультурными. Однако основное внимание исследователей сосредоточено на асоциальных и антисоциальных субкультурах и очень мало работ посвящено просоциальным субкультурам.

В качестве примера А. В. Мудрик приводит названия более или менее автономных молодежных субкультур, которые стали объектами наблюдения студентов Московского государственного педагогического университета (МГПУ) в 2006-2010 гг. Под руководством А. В. Мудрика и М. В. Никитского изучались просоциальные субкультуры молодых евангельских христиан-баптистов, студенческого общежития, любителей японской культуры, любителей водного туризма и др.; «балансирующие» на грани про- и асоциальности: субкультуры любителей стритбола и трейсеры; из числа асоциальных: субкультуры толкиенистов, ролевиков, играющих в онлайн-игры, флешмоберов; антисоциальные: футбольные фанаты и со-блазнители-пикаперы. Кроме того, изучались субкультуры работников малых предприятий и нескольких крупных предприятий.

Таким образом, большинство субкультур могут быть охарактеризованы по ряду относительно автономных параметров (по А. В. Мудрику):

■ по степени локализации: транснациональные (от хиппи до эмо), локализованные в одной стране или группе стран, региональные, поселенческие, групповые (в организациях и неформальных группах);

■ по практическим основаниям: профессиональные, социально статусные (например, деление на «синие» и «белые» воротнички или «новых» и «старых» русских), имеющие в своей основе хобби, фанатство, религиозную принадлежность или некую идеологию;

■ по направленности: просоциальные, асоциальные, антисоциальные и контркультурные;

■ по степени открытости для вхождения: массовые открытые, автономные, профессиональные, закрытые экстремистские и криминальные и др.;

■ по мере оформленности: имеющие все признаки субкультуры, почти все или только два-три признака.

Таким образом, по отношению к главенствующей культуре все остальные культурные общности можно считать субкультурами со своим ограниченным кругом последователей, ценностями и представлениями, оформленными в виде правил или поддерживаемых в виде неоформленных письменно легенд, историй и пр.

Можно сказать, что субкультуры возникают как реакции на социальные и культурные потребности общества и могут отличаться как позитивным настроем по отношению к последним, так и негативными и делинквентными реакциями на существующую в обществе культуру. Маркирование субкультур по принадлежности к молодежной среде является лишь одним из множества способов обозначения разнородности субкультурных общностей в рамках социума. Другой отличительной особенностью субкультурной молодежи является ее дистанцированность от большинства в силу разных причин: возраста, отсутствия у нее экономической и социальной самостоятельности, наличия особого типа мировоззрения или постоянного поиска себя и своего места в обществе.

Отдельно следует сказать о влиянии молодежных субкультур на социализацию в подростковом и юношеском возрастах. В частности, А. В. Мудрик отмечает, что «субкультура влияет на социализацию человека постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для него». Другими словами, чем чаще ценности и нормы отдельного молодого человека совпадают с ценностями и нормами значимой для него субкультурной группы, тем эффективнее последняя влияет на процесс социализации. Данный процесс протекает стихийно, что позволяет рассматривать его в качестве специального или специфического механизма социализации. Данный факт не умаляет значения стихийной социализации, и в зависимости от характера конкретной субкультуры, ее влияния на своих членов, других факторов она может иметь более или менее обширный вектор воздействия: от позитивных изменений в структуре социализируемой личности до формирования саморазрушительных компонентов, криминализации норм, ценностей и установок молодого человека.

Молодежную культуру можно считать как способом обособления юноши или девушки по отношению к обществу, так и параллельно способом приспособления к нему. Иначе говоря, молодежная культура «становится одной из ступеней автономизации, что и определяет ее влияние на самосознание человека, его самоуважение и само-восприятие».

Рассмотрим ряд общих признаков для молодежных субкультур, которые способствуют протеканию процессов стихийной социализации в среде молодежи:

■ следование моде как желание внешне выделиться, отделиться от мира взрослых, показать свою принадлежность к обществу сверстников;

■ использование жаргона (сленга) и сниженной лексики выступает как пропуск, своеобразный пароль в субкультуру;

■ музыка позволяет пережить, выразить и оформить свои эмоции, в какой-то мере компенсирует словарную недостаточность используемого жаргона;

■ элементы фольклора и эстетические пристрастия (условное название) выступают своеобразным барьером молодежных субкультур, защитой собственной идентичности от обезличивания;

■ поведение и образ участника молодежной субкультуры (манеры, походка, жесты, позы) формируются под действием вышеперечисленных признаков и служат общей характеристикой субкультурной общности для обывателя.

Подводя итог, необходимо отметить, что влияние молодежной субкультуры на стихийную социализацию ее участников определяется той степенью свободы, которая данная субкультура предоставляет, и степенью зрелости самой личности. Тогда содержанием стихийной социализации становятся различные стратегии поведения, логика мышления и стиль жизни, из которых и складывается внешний и внутренний образ молодого человека — члена субкультурной общности.

Еще одним важным аспектом, на который следовало бы обратить внимание, — это роль, которую играют молодежные субкультуры в процессе воспитания, степень их влияния на протекание данного процесса.

А. В. Мудрик подчеркивает, в частности, что на семейное воспитание влияют те субкультуры, в среде носителей которых живет семья. Каким образом проявляется это влияние? С одной стороны, признаки субкультуры, носителями которой являются отдельные члены семьи, могут вполне осознанно культивироваться в процессе семейного воспитания в большей или меньшей степени. С другой стороны, мы можем говорить о возникающих конфликтах внутри семейного сообщества по поводу несовпадения ценностей и норм, привнесенных с помощью признаков субкультуры. Примерно схожим образом роль молодежных субкультур проявляется в процессе социального воспитания, когда речь идет о взаимоотношениях воспитателя и воспитуемого. В этом случае мы говорим о субкультурах, которые соотносятся с пространством той или иной воспитательной организации.

В контексте организации работы с молодежью повышенный интерес для педагога, социального работника или специалиста по работе с молодежью представляют знания о молодежных субкультурах. Причем речь идет о вполне конкретных субкультурных общностях, участниками которых могут выступать обучаемые подростки и студенты или подопечные из групп риска.

Полезность подобного знания огромна с точки зрения не только общего представления о массовых и автономных молодежных субкультурах, но и для адекватного дифференцирования их на просоциальные, асоциальные или антисоциальные, а значит, неконфликтного построения отношений с воспитанниками, являющимися носителями признаков тех или иных молодежных субкультур, или, наоборот, предотвращения конфликтных ситуаций на почве разнообразия существующих молодежных субкультур. Подобное знание в первую очередь формирует у педагога или социального работника терпимое отношение к субкультурным проявлениям, если последние не име-ют антисоциального характера, способны облегчить реализацию педагогом подходов по социальному воспитанию через активизацию позитивных проявлений, существующих внутри каждой молодежной субкультуры, способствует появлению в стенах воспитательной организации новых субкультурных проявлений, выражающихся в поведении, времяпрепровождении, пристрастиях молодежи.



молодежные субкультуры как фактор социализации:МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ Изучение молодежных субкультур довольно проблематично без уяснения лежащего в его основании термина «культура», под которым обычно понимают присущую

молодежные субкультуры как фактор социализации