Как писать сочинение-рассуждение по русскому языку гиа 2015


Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) на тему:
ОГЭ Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (памятка)

ОГЭ Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (памятка)

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?

Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».

Лингви ́ стика (языкозна ́ ние, языкове ́ дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.

Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях. например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

Как может быть сформулировано задание С2?

В задании 15.1 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.


Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?

Данная информация оглашению не подлежит.


Как сформулировано задание 15.1?

Обратите внимание на то, что в формулировке задания 15.1 содержатся основные требования к сочинению.
Старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
Внимательно прочитайте задание.


Итак, озвучим основные требования к сочинению.

1. раскрыть смысл высказывания. т.е. написать о том, как вы поняли цитату;

2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале;

2. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста. аргументируя свой ответ;

3. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.

1. приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование;

2. писать работу в научном или публицистическом стиле;

3. начать сочинение с высказывания.

1. писать сочинение без опоры на прочитанный текст ;

2. вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст.

Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения 15.1.


Шаг 1. Знакомимся с высказыванием


Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания


Выясните, о каких свойствах языка. о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

  • о богатстве, выразительности, точности русской речи;
  • о средствах выражения мыслей;
  • о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
  • о взаимосвязи лексики и грамматики;
  • о роли синтаксиса в человеческом общении;
  • о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.


Шаг 3. Составляем план сочинения

Предлагаю 3 варианта.


1. Объясняем смысл высказывания.


2.

Приводим 2 примера из прочитанного текста.

1. Цитируем высказывание.

2. Объясняем смысл высказывания.

3. Приводим 2 примера из прочитанного текста.

1. Цитируем высказывание.

2. Приводим пример №1 из прочитанного текста.

3. Приводим пример №2 из прочитанного текста.

4. Объясняем смысл высказывания.

Помните о том, что каждый пункт плана - это новый абзац. Таким образом, минимальное количество абзацев в экзаменационном сочинении - 3.
За несоблюдение абзацного членения текста снимают баллы.


Пишем сочинение по плану 2.


Шаг 4. Цитируем высказывание и объясняем его

Не забудьте о логическом переходе к аргументам!

В приведённых ниже примерах этот переход выделен красным цветом.


К.Г.Паустовский сказал. "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,

чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее

точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё

многообразие окружающего мира. Чтобы убедиться в справедливости данного

высказывания, рассмотрим конкретные примеры.

Вместо глагола "сказал" можно употребить другие:

Можно обойтись и без цитирования. например:

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал. что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Убедимся в этом, обратившись к тексту Б.Васильева.

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.

В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том. что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Попробую доказать это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.


Другие варианты формулировки последнего предложения данной части:

  • Присмотримся повнимательнее к словам в тексте. (называем фамилию автора текста)
  • Обратимся к тексту русского писателя. (фамилия автора текста)
  • Докажем эту мысль на примерах из текста.
  • Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста.


Шаг 5. Аргументируем свой ответ примерами из

Далее приводим примеры. подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:

Таким образом, общие требования к аргументам таковы:

  • примеров должно быть 2;
  • примеры должны быть из прочитанного текста ;
  • приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте .

Аргумент 1.


Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33) (приведен пример из текста). которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

Аргумент 2.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный (названо языковое явление), т.е. образование новых слов при помощи суффикса (объяснено его значение). Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1 (приведен пример из текста). Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-. который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения (указана роль в тексте).


При оформлении примеров можно использовать вводные слова " во-первых ", " во-вторых " и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг 6. Пишем заключение

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.


Начать вывод можно следующими словами и фразами:

В итоге можно прийти к такому выводу.

В заключение можно сказать, что.

Из этого следует, что.

Таким образом. приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Примерный образец экзаменационного сочинения:

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: русский язык настолько богат, что при помощи русского слова мы можем назвать не только предметы, но и всякое действие и состояние. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.

Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. т.е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.



как писать сочинение-рассуждение по русскому языку гиа 2015:ОГЭ Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (памятка)

как писать сочинение-рассуждение по русскому языку гиа 2015