Совет федерации как верхняя палата федерального собрания российской федерации


Структура Федерального Собрания

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы (нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты).

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 83 субъекта, следовательно 166 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы. Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами.

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

-для заслушивания посланий президента Российской Федерации;

-для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;

-для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств

Федеральное Собрание состоит из двух палат:

а) Совета Федерации;

б) Государственной Думы.

Первую из них принято именовать верхней, вторую - нижней. Такая терминология в Конституции не употребляется, однако она является общепринятой как в конституционной теории, так и в политической практике.

Верхняя палата - это обычно орган представительства субъектов федерации (в федеративных государствах) либо регионов, территориальных образований (в унитарных государствах). Поэтому термин «верхняя палата» не означает, что она стоит над нижней, наделена большими полномочиями. Скорее наоборот, так как именно нижняя палата выполняет основное назначение представительного органа -осуществлять законодательную деятельность - является органом общенационального представительства. Именно через Думу обеспечивается отражение основных социальных, групповых, профессиональных интересов, политических и идеологических воззрений) существующих в обществе.

Главное отличие двухпалатной структуры Федерального Собрания от ранее существовавшей заключается в следующем: палаты заседают раздельно; за каждой из них закреплена собственная компетенция; общая компетенция Федерального Собрания как единого органа Конституцией не определяется; обе палаты образуют свои комитеты и комиссии, принимают свой отдельный, а не общий, как было ранее, регламент, избирают свои руководящие органы, председателей, их заместителей; действующей Конституцией не предусмотрено создание органа, объединяющего работу обеих палат, каким по прежней Конституции был Президиум Верховного Совета; не введена и должность Председателя Федерального Собрания. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного суда, выступлений руководителей иностранных государств.

Различное функциональное назначение палат предопределяет и различный порядок их образования. Государственная Дума избирается сроком на четыре года и состоит из 450 депутатов. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Порядок образования палат - формирования и выборов - устанавливается федеральными законами.

Сущность и порядок деятельности каждой из палат Федерального Собрания определяются содержанием полномочий Совета Федерации и Государственной Думы.

Закрепляя полномочия палат российского парламента, Конституция РФ (ст. 102, 103) исходит из того, что Совет Федерации призван представлять интересы всех регионов страны, а Государственная Дума - политических партий, иных избирательных объединений, а также различных групп населения.

Совет Федерации играет важнейшую роль в осуществлении государственной власти и обладает в связи с этим широкими полномочиями.

а именно:

а) утверждение изменения границ между субъектами РФ. Следует иметь в виду, что оно может осуществляться только с взаимного согласия субъектов Федерации;

б) утверждение указов Президента России о введении военного положения в соответствии со ст. 87 или чрезвычайного положения в случаях, указанных в ст. 88 Конституции РФ;

в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами России;

г) назначение выборов Президента России как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения;

д) отрешение Президента России от должности в порядке, предусмотренном Конституцией РФ (ст. 93);

е) назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ. Это полномочие верхняя палата осуществляет по представлению Президента России;

ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (также по представлению Президента России);

з) к компетенции Совета Федерации отнесено также формирование части состава Счетной палаты, которая образуется им и Государственной Думой для контроля за исполнением федерального бюджета.

Решения по всем вопросам, отнесенным к его ведению, Совет Федерации принимает в форме постановлений (большинством или 2/3 голосов от общего числа членов палаты).

К числу полномочий Государственной Думы Конституция РФ относит:

а) дачу согласия Президенту России на назначение Председателя Правительства РФ;

б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ по •представлению Президента России;

г) назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

л) объявление амнистии, т.е. акта о полном или частичном освобождении от наказания лиц, совершивших преступления, либо замену этим лицам назначенного судом наказания более мягким;

е) выдвижение обвинения против Президента России для отрешения его от должности;

ж) к компетенции Государственной Думы относится также формирование части состава Счетной палаты: она назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.

Важнейшей сферой законодательной деятельности Федерального Собрания Российской Федерации является правовое регулирование основных вопросов обеспечения обороны страны и руководства Вооруженными Силами России.

Значительными полномочиями в сфере обороны страны наделена верхняя палата российского парламента - Совет Федерации. Как уже говорилось выше, эта палата утверждает указы Президента России о введении военного или чрезвычайного положения. Следует иметь в виду, что военное положение может быть введено в случае прямой агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии как на территории всей страны, так и в отдельных ее местностях. Чрезвычайное положение вводится Президентом Российской Федерации лишь в случаях, указанных в специальном Законе «О чрезвычайном положении». Среди них: стихийные бедствия, крупные аварии, катастрофы, эпидемии, массовые нарушения общественного порядка и другие обстоятельства, которые представляют угрозу жизни и здоровью граждан или могут повлечь тяжкие последствия.

Совет Федерации по предложению Правительства Российской Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории.

Но наибольшее количество вопросов, связанных с обеспечением обороны страны, решается парламентом Российской Федерации путем принятия федеральных законов.

16. Местное самоуправление в Российской Федерации. Принципы организации и функционирования органов местного самоуправления в Российской Федерации.

Орган государственной власти – это главный механизм государства, осуществляет определённые функции по решению стоящих перед ним государственных задач.

Механизм государства = аппарат гос(вся совокупность гос органов) + государственное учреждение, выполняющая функцию обеспечения работы аппарата государства.

Признаки государственного органа:

1.Элемент аппарата государства.

2.Обладает компитенцией и властными полномочиями.

3.Состоит из государственных служащих.

4.В праве принимать правовые акты.

5.Обладает материальной базой для осуществления полномочий.

6.Обладает внешней формальным принципом(эмблема, марки, печати).

Местное самоуправление – это самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти..

17. Понятие гражданского права и его источники. Понятие гражданских правоотношений. Физические лица, как субъекты гражданских правоотношений.

Гражданское право – это наука(учение) о гражданском праве.

Гражда́нское пра́во — отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей, а также нормального развития экономических отношений. Гражданское право так называется отдел права, нормы которого определяют положение и регулируют отношения отдельных лиц как членов общества в их так наз. "частной жизни", т. е. их положение и отношения личные, семейные и имущественно-хозяйственные.

Гражданское право — термин, использование которого очень разнилось и разнится в разных правовых системах.

В странах романо-германской правовой семьи, включая Россию и другие страны бывшего СССР под гражданским правом понимается отрасль права, регулирующая имущественные, а также личные неимущественные отношения на основе принципов равенства, неприкосновенности всех форм собственности и свободы заключения договоров их участниками, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; гражданское право является ядром частного права.

Источники гражд прав представляют собой формы. Закреплённых гражданских правовых норм:

Конституция РФ правозглавляет равенство прав собственности, свободы конкуренции, каждый гражданин имеет право на свободное исполнение своих возможностей, финансовое, кредитное регулирование, право на собственность, информацию, судебную защиту.

Гражданский кодекс РФ – экономическая конституция РФ.

Юридическая связь обратна:

Гражданское право – один из видов правоотношений. Общественное отношение, которое урегулированные нормами права.

Структура гражданских правоотношений

Субъекты гражданских правоотношений явл либо граждане, лица без гражданства(апатриды), иностранцы, юридические лица, муниципальные, государственные и международные учреждения.

Объекты гражданского правоотношения – это то, на что направлена деятельность субъекта(вещи, имущество, процессы создания).

Содержание гражданского правоотношения:

Это взаимоотношение его участников.

Субъективное право – это юридическое обеспеченная мера возможного поведения уполномоченного лица.

Основания изменения и прекращения гражданских правоотношений:

Являются юридические факты(это факты реализации действий с которыми действуют законы связывающие изменение, прекращение гражданских прав)(любые гражданские права)

Юридические факты делятся на события и действия.

События – это обстоятельство, возникшие не зависимо от человека и обстоятельств, возникшие по воле, но вышедшие из под контроля.

Действия – это обстоятельсва, возникшие по воле человека: правомерные(юридические акты, сделки, админ акты, решение суда, юридические поступки), неправомерные.

В зависимости от характера последствий: правопорождающие, правоизменяющие, правовосстанавливающие.

18. Понятие и виды юридических лиц. Органы юридического лица. Образование реорганизация и ликвидация юридического лица.

Юриди́ческое лицо́ — созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая может иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам



студопедия, школопедия, лекция, реферат, пособие, бесплатно, методичка:Структура Федерального Собрания Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы (нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты). Состав палат, как и принципы их

совет федерации как верхняя палата федерального собрания российской федерации