Сказочные образы кому на руси жить хорошо


Конспект урока литературы «Кому на Руси жить хорошо»

оценить то новое, что внес Некрасов в сам жанр поэмы.

Обратить внимание учеников на фольклорные, сказочные мотивы, введенные в текст, на его близость к народной поэзии

Формирование умения самостоятельно анализировать предложенный отрывок

Обучение умению сотрудничать друг с другом.

1.Слово учителя. Поэт М.Светлов как-то пошутил: «Человек бывает счастлив два раза: первый, когда он слушает сказки, второй–когда сочиняет их». В каком-то особом приподнятом и, может быть, счастливом состоянии духа свою «сказку» Некрасов. Уже не первый раз брался он за этот такой и трудный жанр, а полная удача ожидала именно сейчас. Поэт недаром печатал «Пролог» отдельно, ещё до написания других глав(«Современник»1866,№1). Он настолько органичен и великолепен сам по себе, что достоин отдельного чтения, чтения-наслаждения.

2.Выявление места действия поэмы. Группа «географов» демонстрирует созданную карту и обосновывает созданное чтением текста поэмы.

3.Остановимсяна картине ночного леса. со строк «проснулось эхо чуткое. » до «О чём они шумят».

Как создается картина весеннего леса? Сравните образы весны в стихотворении «Зеленый шум» с образами «Пролога».

У Некрасова немало описаний весенней природы.

Но это соверш енно новое. Послушайте, как лирически задушевно звучат строки взелёном шуме»:

Как молоком облитые.

Образы этого стихотворения«липа блёднолистая», «белая берёзонька с зелёною косой», «повеселелые сосновые леса», и всё это пригрето тёплым солнышком.

Представьте иллюстрацию к этим строкам — это нежная ак­варель с её переливами. А как нужно было бы иллюстрировать следующие строки?

Слетелися семь филинов,

С семи больших дерев.

. И ворон, птица умная,
Приспел, сидит на дереве

У самого костра.

Княгиня — тут же мычется,

Летает над крестьянами.

. Сама лисица хитрая,

По любопытству бабьему,

Подкралась к мужикам. ( V. 9 — 10)

Это должны быть яркие, обобщённые образы животных, таких, какие живут в сказках, близких по поведению людям.

? Знаете ли вы художников такого рода, чьи иллюстрации были бы близки некрасовским образам?

4.Какие ещё сказочные образы введены в «Пролог»? Группа «литературоведов» говорит о приметах сказки: начало, волшебное число 7, сказочные предметы и животные-помощники, баба Дурындиха, превратившаяся в ведьму и т.п.

5. Назовите элементы живой разговорной речи в языке «Пролога» (поэмы, пословицы, поговорки,загадки)

6.

Приведите примеры постоянных эпитетов, тавтологий, суффиксов, характерных для произведений фольклора

7.Найти примеры жанрово-стилевых средств, свойственных фольклору(параллелизма, единоначатия и т.п.)

8.Каковы мужики в изображении поэта? (разумные или не очень, люди серьёзные, положительные или пустые спорщики, неуступчивые упрямцы, добрые или злые?)

На первый взгляд семь некрасовских мужиков могут и не вызвать к себе положительного отношения: и крикливы, и грубоваты, и прямолинейны, и упрямы. Но обратим внимание на монолог старика Пахома и видим удивительную философию крестьянина.

9.Как в сказочный пролог вводятся конкретные исторические реалии? Работа «языковедов» и «историков».

Вывод: сказочная «проницаемость» и былинный масштаб пространства населены реальными крестьянами, живущими в простых русских селах, в каждой детали- угадываемый крестьянский мир Руси, с которым нам ещё предстоит познакомиться в 10 классе.

д\з «Тема поэта и поэзии в русской литературе» К.Ф.Рылеев «Гражданин», А.С.Пушкин «К другу стихотворцу», «Поэт и толпа», «Разговор книгопродавца с поэтом», М.Ю.Лермонтов «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», Н.В.Гоголь лирическое отступление о поэтах в начале 7 главы «Мёртвых душ», Н. А.Некрасов «Поэт и гражданин», «Блажен незлобивый поэт», «Тот не поэт», «Элегия», «Муза»



сказочные образы кому на руси жить хорошо:Конспект урока литературы «Кому на Руси жить хорошо» оценить то новое, что внес Некрасов в сам жанр поэмы. Обратить внимание учеников на фольклорные, сказочные мотивы, введенные в текст, на его

сказочные образы кому на руси жить хорошо