Познание как предмет философского анализа формы познания


Познание как предмет философского анализа

Сущность, структура и динамика познавательной деятельности.

Практика – основа, движущая сила и цель познания.

Истина и заблуждение.

Общее понятие познания. Формы познания.

Важнейшей разновидностью духовной деятельности человека является познание окружающего мира. Познание – это обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Познание – это специфическая деятельность человека, которая ориентирована на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира вообще .

Раздел философии, в котором изучается такие проблемы как природа познания, его возможности, граница, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания называется гносеологией или теорией познания.

Термин «гносеология » происходит от греческих слов «gnosis» - знание и «logos» - понятие, учение, т.е.

учение (понятие) о знании. Данный термин в современной литературе употребляется в двух основных смыслах: 1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, о «знании вообще», независимо от его конкретных форм и видов; 2) как философская концепция, предметом исследования которой является научное познание в его специфических характеристиках. В этом случае чаще всего используется термин «эпистемология». Но в ряде случаев термины «гносеология», «теория познания» и «эпистемология» совпадают по содержанию, т.е. являются тождественными.

Теория познания тесно связана с онтологией – учением о бытии как таковом, а также с диалектикой – учением о всеобщих законах развития бытия и познания.

Некоторые философы отрицают принципиальную воз­можность познания объективного мира, отрицают объек­тивную истину, считают невозможным объектив­ное постижение сущности вещей, их закономерных отно­шений, тенденций развития. Такая позиция в философии называется агностицизмом. Наиболее известными сторонника­ми агностицизма в философии были Д.

Юм и И. Кант.Юм исходил из того, что нам доступны лишь наши ощуще­ния, упорядочивать и систематизировать которые призва­на наука. Человек будто бы не в силах выйти за пределы своих ощущений. А на вопрос о том, что стоит за нашими ощущениями, что их вызывает, Юм отвечал уклончиво: «Не знаю». Систематическое обоснование агностицизма даноКантом. Мы познаем мир не таким, каков он есть на самом деле, заявлял он, а только таким, каким он нам ка­жется. Нашему знанию доступны только явления, феноме­ны, составляющие содержание нашего внутреннего опыта. Что же касается самих вещей, их внутренней природы, то познание их человеку недоступно.

Вся современная наука, весь практический опыт чело­вечества дают неопровержимые доказательства того, что в мире много еще непознанного, но принципиально непо­стижимого нет.

Существует ряд форм (видов) познания .

Различают, например, следующие формы:



познание как предмет философского анализа формы познания:Познание как предмет философского анализа Сущность, структура и динамика познавательной деятельности. Практика – основа, движущая сила и цель познания. Истина и заблуждение. Общее понятие

познание как предмет философского анализа формы познания