Психология как наука о сознании возникает в


/ психология, тема 2

1.1. Донаучная психология как учение о душе


Psyche - душа, logos -учение (гр),т.е.психология - наука о душе.

* С появлением человека начинают накапливаться жизненные психологические знания.
* До последней четверти 19 в. донаучная психология как учение о душе развивается в рамках философии.
* В 1879г. в г.Лейпциг Вильгельм Вундт создает первую экспериментальную психологическую лабораторию - возникает научная психология как учение о сознании.
* В 1913 г. в США выходит книга Дж.Уотсона "Психология с точки зрения бихевиориста" - возникает бихевиоризм как психологическая наука о поведении.
* Утверждение в науке материалистических взглядов в ХХ ст. приводит к пониманию психики как отражения, апсихология становится наукой о фактах, закономерностях и механизмах психического отражения.

Этапы развития взглядов на предмет в истории психологии :
Донаучная/философская психология: душа
Интроспективная психология: сознание
Гештальтпсихология: целостные структуры сознания и психики
Описательная психология: духовная деятельность человека
Бихевиоризм: поведение
Психоанализ: бессознательное
Гуманистическая психология: личность
Когнитивная психология: познавательные структуры и процессы

Впервые термин “психология” появился в 1732–1734 гг. в работах немецкого философа Христиана Вольфа, который позаимствовал термин “психе” из древних мифов. В греческой мифологии "психе" - это олицетворение души, дыхание. Психе отождествлялось с тем или иным живым существом, с отдельными функциями организма и его частями. Дыхание человека приравнивалось к порыву, ветру, вихрю. Богиню Психею изображали в виде бабочки или девушки с крыльями. Апулей создал поэтическую сказку о путешествиях человеческой души, которая желает слиться с любовью. Амур (Эрот), сын Зевса и Афродиты, полюбил земную женщину - Психею. Но Психея нарушила запрет никогда не видеть лица своего загадочного любимого. Ночью она зажгла свечу и увидела юного бога, но капля гарячего масла упала ему на кожу, и он исчез. Чтобы вернуть к себе любимого, Психея была вынуждена пройти много испытаний, которые создавала для нее Афродита, даже спуститься в ад за живой водой. Амур обратился за помощью к отцу. Зевс подарил Психее бессмертие, и влюбленные были объединены вместе навсегда. Этот миф стал классическим примером высокой любви, реализации человеческой души. Поэтому Психея - смертная, которая получила бессмертие, стала символом души, которая ищет свой идеал.



Древнегреческие философы решали вопрос о душе в зависимости от того, чему отдавалось предпочтение: материализму или идеализму. Сущность разногласий можно выразить формулами:
а) 1+1=1 (душа и тело едины, монизм)
б) 1+1-2 (душа и тело - две разные сущности, дуализм)

Демокрит (5 в.до н.э.) разрабатывал материалистическое учение о душе. Он считал, что душа материальна . и состоит из наиболее мелких, круглых, гладких, необычайно подвижных атомов, рассеянных по всему организму и подобным атомам огня. Когда мелкие части проникают в большие, они, вследствие того, что по своей природе никогда не бывают в спокойствии, двигают тело, становясь его душой.


Платон (427-347 гг. до н.э.) считал, что душа - это самостоятельная субстанция . которая существует рядом с телом и независима от него. Душа и тело находятся в сложных отношениях. По своему божественному происхождению душа призвана руководить телом, направлять жизнь человека. Но иногда тело берет душу в свои оковы. Тело руководствуется разными желаниями и страстями. Оно беспокоится о еде, поддается искушениям, страхам, недугам. Войны и ссоры происходят из-за потребностей тела. Оно также мешает чистому познанию.

Аристотель (348-322 гг. до н.э.) создал трактат "О душе" - первое специальное психологичсекое произведение, которое на протяжении многих столетий остается главным пособием по психологии. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещь. В то же время не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи. Для определения души использовал сложную философскую категорию энтелехия . что означает "осуществленность чего-либо". "Если бы глаз был живым существом - то душой его было бы зрение", - писал Аристотель. Душа - функция тела . которая позволяет живому существу реализовать себя.


Рене Декарт (1596-1650гг) приходит к выводу о существенной разнице между душой и телом, которая состоит в том, что тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух совершенно неделим. Душа и тело - две абсолютно противоположные субстанции . каждая их которых не требует для своего существования ничего, кроме себя самой. Существуют чисто материальные вещи - вся природа, включая человека, и вещь, или субстанция, вся сущность которой состоит в одном мышлении, - это душа. Собственные проявления души - желание и воля, они не имеют отношения к чему-либо материальному. Метафизические гипотезы и опыт наблюдения вступили в учении Декарта в противоречия. Он вводит понятия "животных духов" . которые руководят движением, понятие рефлекса.


1.2. Психология – наука о сознании


В1879 г. Вильгельм Вундт в Лейпциге открывает первую экспериментальную психологическую лабораторию - это считается рождением психологии как самостоятельной науки.

Основные задачи психологии сознания:
1. Описать свойства сознания.
2. Выявить простейшие элементы сознания.
3. Найти законы соединения этих элементов в более сложные явления.

Особенности сознания, выявленные в рамках первой научной психологии:
(Свойства сознания Вундта):

1)Сознание разнообразно. Необычайная разнообразность содержания поля сознания: зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния, мысли, воспоминания, желания - все это могло находится там одновременно.

2) Неоднородность поля - четко выделяется центральнаяобласть.

особенно ясная и выразительная, это "поле внимания", или "фокус сознания ". За ее границами находится область, содержания которой невыразительны - "периферия сознания ".

3) Содержания сознания, которые заполняют обе области, находятся в постоянном движении. Движение сознания, беспрерывную смену его содержания и состояний У.Джеймс отобразил в понятии "поток сознания ". Поток сознания невозможно остановить, каждое прошлое состояние сознания не повторяется. Поток сознания - перемещение содержания из периферии в фокус.

4) Все процессы сознания делятся на 2 группы:
1) Произвольные процессы (организуются и направляются субъектом, мы можем ими управлять)
2) Непроизвольные процессы (происходят сами по себе)

5)Сознание ритмично по своей природе.

6) Человеческое сознание способно почти безгранично насыщаться определенным смыслом, если он активно соединяется в более большие единицы. Процессы такой организацииВ.Вундт назвал "актами апперцепции"


Следующее задание, которое было поставлено психологами (по аналогии с естественными науками), -найти простейшие элементы . т.е. разложить сложную динамическую картину сознания на простейшие, далее неделимые элементы и найти законы их соединения.

Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения.

Основная единица сознания - ощущения (отдельные свойства предметов)

Каждое ощущение имеет:
качество,
интенсивность,
длительность (протяженность),
пространственную протяженность (есть у зрительного, но нет у слухового ощущения)

Ощущения с описанными особенностями - объективные элементы сознания. Но есть еще субъективные элементы, или чувства.

Вундт предложил3 пары субъективных элементов - элементарных чувств:
-удовольствие-неудовольствие
-возбуждение-успокоение
-напряжение-разрядка

Эти пары - независимые оси трехмерного пространства всей эмоциональной сферы. Все внутренние переживания состоят из соединения этих элементов:
-радость=удовольствие+возбуждение;
-надежда=удовольствие+напряжение
-страх=неудовольствие+напряжение

Соединение простых элементов сознания происходит позакону ассоциации: если два впечатления появляются в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, между ними устанавливается ассоциативная связь и в дальнейшем появление одного элемента в сознании по ассоциации вызывает появление другого.

Основным методом исследования была интроспекция – «взгляд вовнутрь».
(Сознание изучается методом самонаблюдения. Для внешнего наблюдателя оно закрыто)

Этот метод был признан единственным в психологии сознания, потому что:
– свойства процессов сознания в интроспекции непосредственно открываются субъекту;
– для внешнего наблюдателя они «скрыты».

Идейный отец методаДж.Локк (1632-1704 гг), который считал, что существует 2 источника всех наших знаний: объекты внешнего мира и деятельность собственного ума, которая осуществляется с помощью особого внутреннего чувства - рефлексии. Интроспективный метод состоял в описании собственных чувств, которые появлялись при получении определенных стимулов.

Развитие психологии. 3 этапа возникновения

Психология – учение о душе.1-й этап развития психологии


Знания о душе появились в глубокой древности, когда люди начали осознавать у себя наличие некой сущности, делающей тело способным думать, чувствовать, желать и действовать. Первым учением о душе был анимизм (от лат. «анима» душа, дух). Оно было основано на вере в то, что каждый объект живой и неживой природы обладает душой. Душа - это особое существо, независимое от тела. Оно помогает расшифровывать то, что видят глаза, слышат уши и ощущает кожа. Душа может выходить из тела и путешествовать, например во сне. После смерти она покидает человеческое тело и странствует по телам животных и растений.
Затем знания о душе становятся частью религиозных систем. Так в иудейско- христианской религии существовало понятие «дух святой». Это частица Бога, пребывающая в человеке. А поскольку Высшее существо непогрешимо, недоступно и абсолютно, то изучать Бога, а значит и человека, нельзя. Однако святой дух пребывает только в верующих людях. А как же быть с теми, кто не верит в Бога? По мнению христиан, в них находится дьявол, т.к. тело - только сосуд, который обязательно наполняется опреде-ленным содержанием («свято место пусто не бывает»).
Первые древнегреческие учёные считали, что душа – это материальная первооснова всех живых и неживых объектов. Одни утверждали, что этим элементом (душой) является вода, другие в качестве первоосновы принимали воздух. Главным качеством души называли активность, с помощью которой пассивное тело приходит в движение и человек познает окружающий мир.
В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности (Демокрит, Лукреций, Эпикур) понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалистПлатон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи - вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать увиденное до рождения. Идеалистическая теория Платон а, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.
Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия.

Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума. Первичная познавательная способность человека ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений - образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым, указав основные виды связей - ассоциации психических явлений.
Таким образом, на первом этапе психология – это учение о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап -психология как наука о сознании.

Возникает в XVI веке в связи с развитием естественных наук и техники. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.
С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека
преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.
Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.
Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.
Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними.
Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации - связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.
III этап развития психологии.Появление экспериментальной психологии


Возникает во второй половине XIX века. Психология становится самостоятельной и экспериментальной областью человеческих знаний. Это былосвязано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений.
Задача психологии ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: реакции, поступки, поведение человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). Поэтому на третьем этапе психология чаще рассматривается как наука о поведении.
История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Предметом экспериментальной психологии стали элементарные психические процессы — ощущения и простейшие физиологические восприятия. Основой экспериментальной психологии была физиология органов чувств (Мюллер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц).


В это время появляются следующие направления психологии:


1. Теория элементов сознания (структурализм - Вундт, Титченер). Основное значение психологии они видели в разложении сознания на элементы, выделении связей между ними и определении законов этих связей. В качестве элементов выделялись ощущения и простые чувствования (образы и аффекты). Все остальные явления психики - результат слияния элементов. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.
2. Теория актов сознания (Брентано). Предмет психологии, по Брентано, не содержание сознания или «непосредственного» опыта, а особая психическая активность, состоящая из умственных действий или актов, которые являются основными динамическими характеристиками психики. К ним относятся: «воспринимание» окружающего, «оценивание» чеголибо и т.п. Важное положение его теории интенциональность (направленность) актов на реальные предметы и психические образования.
3. Теория потока сознания (Джеймс). Предмет психологии поток сознания, непрерывный, постоянно меняющийся, образующий непосредственный опыт каждого человека. Отдельные ощущения - лишь продукт потока, а не его часть. Поток - чувствования, хотения, размышления. Следовательно, задача психологии - описать и истолковать эти динамические состояния, их причины, условия и непосредственные результаты. Отсюда следует попытка понять связь психики с живым организмом, взаимодействием со средой. Он пришел к мысли, напоминающей идею о рефлекторной природе психики, однако объективным принципом психологических исследований это не ста-ло. Джеймс был инициатором психологического исследования проблемы самосознания личности и «Я».


На 3-м этапе возникают 2 направления:


а) психология описательная (понимающая), которая должна интроспективно описать целостные психические явления сознание и личность человека. Предмет описательной психологии: непосредственно переживаемая человеком изначальная структурная целостность и полнота его душевной жизни. Основной метод познания «понимание» интуитивное самопостижение субъектом своего духовного мира. Следовательно, задача психологии изучать понимаемую в переживании внутреннюю реальность.
б) психология объяснительная (экспериментальная), где предмет — изучение сенсорных процессов, ассоциаций и элементов сознания в их при-чинной связи.
В начале XX в. возникает ряд психологических направлений, в рамках которых изучается не сознание, а поведение: функционализм (Д.Дьюи, Рибо, Клапаред); гормическая психология (Мак Дауголл); объективная психология (А.Пьерон).



психология как наука о сознании возникает в:/ психология, тема 2 1.1. Донаучная психология как учение о душе Psyche - душа, logos -учение (гр),т.е. психология - наука о душе. * С появлением человека начинают накапливаться

психология как наука о сознании возникает в