Кто платит за транзит газа


Первый успех проекта «Лишим Украину транзита»

Подписанное в Стамбуле 10 октября межправительственное соглашение о строительстве газопровода «Турецкий поток» является важной политической победой для Кремля, но станет серьезным финансовым бременем для Газпрома. Будь этот российский государственный концерн частной компанией, нацеленной исключительно на зарабатывание денег, он ни за что не взялся бы за этот проект. Но об экономике здесь и речи нет. Тут чистая геополитика.

Заветная цель Кремля

У Кремля есть заветная цель — к концу 2019 года, когда истечет подписанный с Киевом десятилетний договор, полностью прекратить транзит через территорию Украины российского газа. Этой сверхзадаче подчинены в последние годы все трубопроводные инициативы Москвы на европейском направлении.

Сначала был «Южный поток»: четыре нитки суммарной мощностью 63 миллиарда кубометров в год. Когда этот проект застопорился из-за нарушений законодательства ЕС, Владимир Путин 1 декабря 2014 года договорился в Анкаре с Реджепом Тайипом Эрдоганом пустить трубопровод в обход Украины через Турцию. Так появился «Турецкий поток».

Однако вскоре Эрдоган охладел к этой идее, и речь вместо четырех ниток пошла об одной-двух. Стало понятно, что прокачать через Турцию все идущие через Украину объемы не удастся. Поэтому 18 июня 2015 года Москва вместе с западноевропейскими фирмами возродила на Петербургском международном экономическом форуме проект «Северный поток-2» мощностью 55 миллиардов кубометров, от которого в ЕС в свое время отказались из-за ненадобности.

Три проекта вместо одного

В результате теперь «Газпрому» вместо одного дорогостоящего газотранспортного проекта предстоит реализовывать на европейском направлении два дорогостоящих проекта: один на Черном море, другой на Балтике. Причем если половину расходов по прокладке подводной части «Южного потока» в

Trend News Agency 28.01.2014 свое время готовы были взять на себя западные партнеры, то финансировать «Турецкий поток» Газпрому придется в одиночку. Равно как и «Северный поток-2», который обойдется как минимум в 10 миллиардов евро.

А впереди еще один, третий газотранспортный проект, на этот раз на Адриатике. Ведь если «Турецкий поток» будет осуществлен в том виде, как это предусматривает подписанное 10 октября соглашение, то по одной нитке пойдет газ для турецких потребителей, а другую, с газом для ЕС, доведут до границы Греции. Но по ту сторону никакой подходящей инфраструктуры пока нет, трубопровод Poseidon до Италии еще только предстоит согласовать, а затем и построить. Но в данном случае хотя бы есть надежда на финансовое участие европейских фирм.

Самый убыточный вариант для Газпрома

Если же со второй ниткой ничего не получится (а Газпром не исключает такой возможности и специально заложил в соглашение пункт об отмене ее строительства), то весь «Турецкий поток» сведется к одной-единственной нитке мощностью 15,75 миллиарда кубометров. И она будет предназначена для снабжения только западной, европейской части Турции, поскольку основная территория этой страны к востоку от Босфора получает газ из России по трубопроводу «Голубой поток».

Это был бы самый убыточный вариант для «Газпрома», ведь компания потратит миллиарды евро фактически на то, чтобы всего лишь заменить вполне исправно действующую вот уже много лет трубу, по которой российский газ через Украину, Молдавию, Румынию и Болгарию поступает в западную часть Турции.

Да, на транзите можно будет сэкономить, но огромные инвестиции в прокладку труб в особо глубокие воды Черного моря это долго не окупит. Тем более, что Путин обещал Эрдогану в Стамбуле еще и скидку на газ.

Почему Путин не жалеет сил, времени и денег?

С точки зрения же российского президента подписанное соглашение — это большой успех. По сути дела, это первый реальный успех его большого проекта «Лишим Украину транзита». Если все пойдет, как планируется (в отношениях с Турцией этого нельзя гарантировать), то к 30 декабря 2019 года объемы прокачиваемого за год по украинской территории газа уменьшатся, по меньшей мере, на 15,75 миллиарда кубометров.

А если добавить к этому 55 миллиардов из «Северного потока —2», то заветная цель будет достигнута. Поэтому можно исходить из того, что теперь, после прорыва в Стамбуле, Москва бросит все силы на скорейшую реализацию проекта на Балтике. Теоретически, в режиме аврала, до конца 2019 года еще можно успеть.

Однако «Северный поток-2» не случайно вызывает серьезные сомнения во многих странах Евросоюза. Очень трудно поверить в то, что президент России тратит столько сил и времени, а Газпром — столько денег только на то, чтобы сэкономить на транзите через Украину и обезопасить поставки в Европу. Ведь как раз сейчас, в самый трагический период в российско-украинских отношениях, этот транзит действует бесперебойно.

Так что тут явно что-то иное. Это может быть простое желание лишить непокорного соседа важной статьи доходов. Но возможен и более сложный расчет: пока газовый экспорт, обеспечивающий валютные поступления в пустеющую российскую казну, идет через Украину, Кремль не заинтересован в крупномасштабной дестабилизации соседней страны. Как только Киев лишится этой страховки, ситуация изменится.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram !
Ежедневно вечером вам будет приходить подборка самых ярких и интересных переводов ИноСМИ за день.

Найдите в контактах @inosmichannel и добавьте его к себе в контакты или,
предварительно зарегистрировавшись, перейдите на страницу канала.

Первый успех проекта «Лишим Украину транзита»

Какая чушь!Нестабильность на границе никому не нужна ни при каких обстоятельствах

Раскрыть всю ветку (5 сообщений в ветке)

  • dzhi, 1) Вопрос №1 - компетентность и непредвзятость эксперта - "Предоставляя Минску дешевый газ и кредиты, Москва рискует повторить ошибки ЕС, который слишком долго потакал Греции с ее растущими долгами, неконкурентоспособной экономикой и не желающими проводить реформы политиками." то есть этот персонаж предлагает перестать финансировать дружественную нам страну и продолжать спонсировать недружественную. Только за это нужно вбить гвоздь в голову.

    Вопрос №2 ГТС страны 404: 3 трубы: 27, 30, 40 лет - стоимость замены до 7 млрд. долларов + увеличение стоимости транзита с 2,67 до 7,91 доллар за 100 км.

  • rainyhedge, Уренгой-Помары-Ужгород. я тогда помоложе был, приложился, так сказать, к истокам. жаль, конечно, что нас так развели, как лохов дешёвых.

    резать, не дожидаясь перитонита(с)!

  • dzhi, а как же Донбасс?

  • Популярное

    © ИноСМИ.ru 2000-2016
    Все права защищены и охраняются законом.
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на ИноСМИ.Ru обязательна (в интернете — гиперссылка).
    Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
    Сетевое издание «Интернет-проект «ИноСМИ.RU» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 08 апреля 2014 г.

    Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57642
    Адрес электронной почты редакции: info@inosmi.ru .

    Произошла ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.

    Чтобы продолжить, подтвердите E-mail. На отправлена инструкция.

    Инструкция по восстановлению пароля отправлена на

    Здравствуйте, .

    Здравствуйте, .

    Удалить профиль Вы уверены, что хотите удалить ваш профиль?

    Ваш профиль удален! Вы можете восстановить ваш профиль в течение 30 дней, перейдя по ссылке, которая была отправлена вам в электронном письме по адресу, указанному при регистрации.

    Факт регистрации пользователя на сайтах РИА Новости обозначает его согласие с данными правилами.

    Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

    Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

    Публикуются комментарии только на русском языке.

    Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования.

    Комментарий пользователя может быть подвергнут редактированию или заблокирован в процессе размещения, если он:

    • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, ущемляет права меньшинств, нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
    • призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации
    • порочит честь и достоинство других лиц или подрывает их деловую репутацию;
    • распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия;
    • преследует коммерческие цели, содержит спам, рекламную информацию или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
    • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные;
    • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
    • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений («флуд»);
    • смысл текста трудно или невозможно уловить;
    • текст написан по-русски с использованием латиницы;
    • текст целиком или преимущественно набран заглавными буквами;
    • текст не разбит на предложения.

    В случае трехкратного нарушения правил комментирования пользователи будут переводиться в группу предварительного редактирования сроком на одну неделю.

    При многократном нарушении правил комментирования возможность пользователя оставлять комментарии может быть заблокирована.

    Пожалуйста, пишите грамотно – комментарии, в которых проявляется неуважение к русскому языку, намеренное пренебрежение его правилами и нормами, могут блокироваться вне зависимости от содержания.



    кто платит за транзит газа:Подписанное в Стамбуле соглашение о строительстве газопровода «Турецкий поток» является важной политической победой для Кремля, но станет серьезным финансовым бременем для Газпрома. Будь этот российский государственный концерн частной компанией, нацеленной исключительно на зарабатывание денег, он ни за что не взялся бы за этот проект. Но об экономике здесь и речи нет. Тут чистая геополитика.

    кто платит за транзит газа